При телевизионной рекламе – это переключение на другой канал, при интернет-рекламе – нажатие на «магический» крестик в правом углу. Обыватель с каждым днем становится все умнее и хитрее.
Кто кем манипулирует?
Процесс манипуляции человеческими мыслями и действиями – это не столько взаимодействие «талантливого манипулятора» и «безвольного зомби», сколько психологическая игра «угадай желание». Прогрессивный манипулятор должен чувствовать настроение масс и замечать тенденции развития общества.
Он может не догадываться, что стимулом для хитро составленного рекламного ролика послужили скрытые желания потребителей.
В этом смысле, креативщик попадает под манипуляции коллективного бессознательного.
А люди превращаются из объекта воздействия, в субъекта. Замкнутый на своих идеях рекламщик никогда не сможет достучаться до потребителя.
Если реклама зациклена лишь на выдуманных идеях, то она не пробьется в сознание зрителя.
Критичность восприятия при манипуляциях
Долгое время считалось, что плодородной почвой для манипуляции является пониженная критика восприятия. Такой подход обесценивает внутренний мир потребителя, который у многих уже давно сформирован. Чрезмерная интенсивность информационных потоков и злоупотребление методом активных продаж негативно сказалось на эффективности рекламы. Обыватель, сталкивающийся с информационной перегрузкой, постепенно выработал психологический иммунитет к манипуляциям.
Когда предлагаемый продукт или услуга не соотносятся с реальностью потребителя, он переключает на другой канал или закрывает перенасыщенный рекламой сайт. Замечая попытки манипуляции сознанием, человек испытывает раздражение, перерастающее в гнев. Это естественная реакция при ощущении отсутствия выбора.
Добивается успеха тот, кто чувствует и говорит о том, в чем нуждается большинство. Невозможно заставить личность полюбить рекламу, созданную для утоления выдуманных потребностей.