Существуют основные параметры голоса:
- Тоновый диапазон.
- Сила.
- Тембр или окраска.
Тоновый диапазон
Тоновый диапазон певческого голоса значительно отличается от разговорного охвата. В речевой позиции человек использует примерно октаву, ну или максимум дециму. Что касается певческого голоса, то мужчины достигают 2,5 октавы, а женский диапазон может превысить и 3 октавы, все зависит от уровня подготовки певца.
Сила голоса
Разговорный голос обладает очень ограниченной силой и не имеет резких переходов от тихого звучания к громкому. Как правило, речь человека колеблется от 30 до 80 децибел.
Певец же способен развить свой голос и до 170 децибел. Вокальный голос даже на расстоянии благодаря его силе, может звучать насыщенно и громко.
Тембр голоса
Тембр с французского переводится как "отличительный знак", "клеймо", "метка" - это обертоновая окраска звука, используемая для музыкальной выразительности. Тайну неповторимости человеческого тембра пытались разгадать многие ученые, музыканты, врачи логопеды, фониатры и даже математики. Каждый человек имеет свой уникальный, присущий только ему тембр. Определить тембр голоса можно с помощью специального устройства - спектрометра. Не имея этого "хитрого" аппарата в домашних условия понять термальную предназначенность своего голоса практически невозможно, тут понадобится помощь квалифицированного педагога.
Типы мужского тембра:
- Бас (очень низкий мужской голос)
- Баритон (бывает драматическим и лирическим)
- Тенор (высокий голос, тоже может быть лирическим или драматическим)
Типы женского тембра:
- Контральто (низкий голос)
- Меццо - сопрано
- Сопрано (делится на: лирическое, драматическое и колоратурное)
Певческий голос у детей делят на альт и дискант
Каждый голос имеет свой набор "красок", так называемых вокальностей. Многие певцы не задумываются, какой вокальной палитрой обладает их голос от природы. Кроме того умея правильно применять вокальности в разных стилях и жанрах, можно значительно улучшить общую картинку исполняемой композиции.
И так, давайте разберем типы вокальностей
К естественным краскам голоса, относятся те, которыми может пользоваться любой человек даже далекий от певческой деятельности.
- Speech (речь)
- Falsetto (фальцет)
- Fry (жареный) - некая хрипловатость в голосе.
Профессиональные певцы зачастую с большим удовольствием пользуются данными вокальностями.
Видео примеры разговорной окраски (speech):
Пение на фальцете:
С использованием vocal fry:
На этом видео отлично прослушивается fry в окончаниях фраз
Среди поп исполнителей "жаренным" эффектом часто пользуются Adel, Cristina Agilera, Beonce и многие другие.
Примеры:
Следующие типы певческих красок уже сложно отнести к естественным вокальностям, так как на бытовом уровне они встречаются крайне редко. Этот тип вокальных «украшений» может преобладать в разговорной позиции в некоторых национальностях, как правило, такие краски присущи уже профессиональным певцам.
Sob (рыдание) - этот тип вокальности не подразумевает рыдание в прямом смысле этого слова. Певец, используя этот вокальный эффект вовсе не пытается растрогаться. Из примеров ниже будет более понятно, о чем идет речь.
Cry (плачь). На первый взгляд эти два вокальных оттенка могут показаться, похожи, но вовсе нет, cry излучает некую чистоту, свет, он легкий и полетный.
Nasal twang. Тванг переводится звук струны - это пение как бы с носовым призвуком. Не в коем случаи данную вокальность нельзя путать с назальным звуком. Петь в нос вовсе не означает использовать назальный тванг, это дефект, с которым нужно бороться, обратившись к квалифицированному педагогу.
Oral twang - одна из самых сложных, но очень красивых вокальных техник. Нужно достичь определенного уровня, чтобы научится правильно пользоваться этим эффектом.
Belting. Вокальность часто используется среди соул певцов.
Opera. Легко улавливаемая на слух краска голоса. Ей, как правило, пользуются классические исполнители.
Чтобы создать красивую вокальную картинку и раскрасить ее яркими красками, важно уметь правильно сочетать вокальности. Не все они могут находить место в одном произведении. Фальцетом, например не стоит переусердствовать, так как он вытесняет собой все другие краски и может быть скучным. Бэлтовые ноты, как правило, не используются в роке. Также назальный и оральный тванг категорически не совместимы. Насытьте свою песню cry+fry или speech+oral twang. Не бойтесь экспериментировать с вокальностями. Но если Вы сомневаетесь, лучше это делать под присмотром профессионального педагога, чтобы не навредить своему голосу.