Простой секрет идеальной техники исполнения без ошибок
Как педагог по профессии, могу сказать - "Работай над ошибками"!
01Находи проблемные места и разделяй на миниатюрные фрагменты, которые нужно отработать. Каждая ошибка или шероховатость в идеале должна стать отдельным фрагментом отработки. Нужно под микроскопом разобрать всё своё исполнение и разложить на самые мелкие пазлы. Не бойся - потом фрагменты склеятся в идеальную картинку без единого шва!
02В медленном темпе отрабатывай фрагмент по кругу (зациклено, без остановки в одном темпе), постепенно ускоряясь до утрированно быстрого темпа. Начинай с максимально медленного темпа. Главное, чтобы фрагмент был зациклен ритмично, так чтобы можно исполнять по кругу не сбиваясь, не останавливаясь, не прерываясь - в едином такте. Представь, что твое выступление состоит из непрерывного повтора одного лишь маленького фрагментика и именно его тебе нужно отточить до идеала.
03Когда отрабатываешь, старайся контролировать каждое действие (или слово, или чего ты там отрабатываешь...). Чем короче отрабатываемый фрагмент, тем легче контролировать и тем меньше ошибок. В медленном темпе будет довольно легко контролировать ошибку, но с ускорением темпа, внимание начнет переключаться на само ускорение, а вместе с тем начнет все больше включаться моторика. И тут очень важно, чтобы не прокрались ошибки. Они как подлые волки будут втихаря лезть в мышечную память и будут стараться любыми средствами там закрепиться. А твоя задача - не пропустить их. Поэтому, если чувствуешь, что с ускорением темпа появляются ошибки, держи темп медленным до тех пор, пока не сможешь ускоряться без появления ошибок.
Пусть твоя репетиция будет в одиночестве!
Я сочувствую твоим соседям и тем кто находится в этот момент рядом. Как бы тебя ни любили окружающие, как бы терпимо к тебе они не относились, не испытывай их любовь. Они сами не поймут, как гнев однажды их заполнит, и они могут наговорить тебе то, чего не хотели! Кстати, шутки шутками, но вот на что обращаю твоё внимание:
Никому не давай наблюдать, как ты репетируешь! Одно маленькое слово со стороны наблюдателя может напрочь пошатнуть твою веру в себя. А в моменты репетиций, вера и усердие – это то, чего так не хватает. Отсутствие уверенности в своих действиях и отсутствие настойчивости в работе над собой может пагубно повлиять на личностный рост. Да и само понимание, что за тобой наблюдают не даст тебе расслабиться и сконцентрироваться в полной мере, как того требуется. Поэтому, настоятельно рекомендую выполнять все упражнения в абсолютном одиночестве с уверенностью, что тебя никто не видит и не слышит.
04Каждую найденную ошибку желательно выделять в отдельный отрабатываемый фрагмент. Хорошо, если ты можешь в едином фрагменте держать под контролем две-три ошибки и работать над ними в нескончаемом цикле. Но что если ты можешь только на что-то одно обращать свое внимание? В этом случае, очевидно, что нужно сделать разбивку ошибок. Сделав это сейчас, как можно раньше до повторов ошибки, ты избавишь себя от многочисленных проблем в будущем.
05После отработки двух соседних фрагментов, объединяй их между собой и отрабатывай их теперь совместно. Потом еще крупнее фрагменты и крупнее. И так до Финального идеального исполнения. Как сперва соединяются атомы, потом молекулы, потом ткани и т.д. Так же и ты делай - на молекулярном уровне работай над своей техникой. И потом, когда отработаешь супер мелкое, переходи к объединению супер мелких частей в более крупные. Далее эти крупные части отрабатывай по отдельности и объединяй с другими крупными частями, которые уже отработаны. Ошибки повторять крайне ЗАПРЕЩЕНО! На этапе тренировки их нужно бояться как огня!!! Просто растворись в контроле над ошибками! Отлавливай их. Ведь каждая повторенная ошибка закрепляется в моторике. И ее потом будет очень сложно искоренить. Встретилась ошибка - выделяй ее в мелкий фрагмент и работай конкретно над ней.
06 А вот на концерте ошибки допустимы, ведь именно за ошибками кроется элемент импровизации. Очень важно не принять эту боязнь ошибок за правило жизни. Ни в коем случае не бери это лозунгом и не старайся во чтобы то ни стало не допускать ошибок везде помимо репетиций. Если на концерте будешь думать про ошибки - концерт превратится в репетицию! Концерт - это энергия, это редкая возможность блеснуть умениями, поживиться фидбеком из зала, ощутить мурашки во время собственного выступления. Я уверен, после того как отработаешь материал, наедине с собой при финальном прогоне ты прочувствуешь мурашки. Ты опьянеешь без вина. У тебя закружится голова от собственного исполнения. Тебе захочется этим во чтобы то ни стало поделиться. И тогда оставь мысли об ошибках и погрузись в эйфорию наслаждения собственным исполнением, стань исполнением, подчинись ему и растворись в нём. Это подчинение и растворение должно быть на физическом уровне. Знаю - это не реально, но ощущения должны быть именно такие. и ни в коем случае не должно присутствовать ни единой мысли об ошибках, как впрочем ни единой мысли о вчерашнем кино или предстоящем после выступления вкусном фуршете!
07Делай эти упражнения не более 20 минут на начальных этапах и около 40 минут при хорошем самочувствии, т.к. именно на такое время средний мозг человека может предельно концентрировать внимание. Ни в коем случае не позволяй себе механически что-то делать, т.к. именно в этот момент могут проникнуть те самые волки-ошибки в твою моторику. Время репетиций нужно так же разбивать на более мелкие части. Я скажу так: хочешь похудеть, кушай чаще, но мельче. Хочешь эффектно отрепетировать материал, занимайся чаще, но короче.
Ты всё еще уделяешь тренировкам пять непрерывных часов в день? Поздравляю - ты мазохист! Разбей свой день на пять тренировок по 20-40 минут, и ты обалдеешь от результата!
Самый короткий путь к успеху - не сокращать путь!
Это покажется муторным, но по своему опыту и по опыту общения с настоящими профессионалами, именно при работе над ошибками в отдельности можно отработать идеальное исполнение.
Игнорирование ошибок влечет их фундаментальное закрепление в моторике и наслоение других ошибок. Я это писал диктору, но то же самое скажу вокалисту, танцору, начинающему гитаристу и даже боксеру!
С наилучшими пожеланиями не прикусить язык!
И спасибо, если поделитесь статьей.