Кто-то может подумать, котируются только объемные, глубокие мужские голоса и мультяшные женские голоса, но прислушайтесь к средствам массовой информации, особенно к голосам, звучащим по радио и ТВ при отсутствии на экране живого актера (рекламные ролики, программы, очерки и анимация).
Вы быстро поймете, есть работа всем типам голосов. Однако у основной массы дикторов присутствует одна общая черта - хорошо выполненная подача. Она включает хорошее произношение и актерскую игру, звучащую правдоподобно. Не у всех, кого вы слышите, присутствует отличная подача. Не все, кого вы слышите по ТВ и радио, озвучивают профессионально.
Установка на успех
Априори: оплачивают озвучивание - значит, вы обладаете голосом, который кто-то готов услышать за деньги. Вероятно, более одного человека хотят слышать за деньги ваш голос. Что-то в вашем голосе и подаче нашло отклик у кого-то, и он выбрал именно ваш голос в проект. У вас есть нечто, за которое другие готовы дать деньги!
Может звучать меркантильно, но это правда. Такой вид заработка не похож на многие другие. В основном, дикторство - внештатная работа. Тем не менее, существует установленная модель прихода людей к дикторству и вовлекаются в профессию. Выглядит примерно так:
Способности / Навыки => Демоверсии => Сайты / Агентства / Продвижение => Кастинги / Прослушивания => Работа => Больше работы
Начало дикторского пути
Вы думаете, вы обладаете способностями и огромным желанием стать диктором? Тогда изучение выбранного ремесла - следующий жизненно важный шаг. Мастерство - умелое использование голоса. Подобно большинству ремесел, вы изучаете дикторство, непосредственно примеряя опыт других дикторов, озвучивающих профессионально. Да, на данном этапе звучит не очень – вы подражаете.
В самом начале, я собирал кассеты и CD у сотрудников рекламных агентств, педагогов по речи и вокалу, у работников радиостанций и ТВ, выпрашивал демки у самих дикторов в целях самообучения. Я записывал рекламные ролики прямо с эфира радио и ТВ на аудиокассету и прослушивал их до бесконечности на магнитофоне в наушниках. Я знаю, сейчас звучит странно. Но тогда…
А сейчас аудио вышло в онлайн, услышать профессионалов стало проще, чем когда бы то ни было! Захочется потратить некоторое время на ютубинг и гуглинг, яндексинг и на поиск ваших любимых актеров в соцсетях. Сделайте свое исследование. Я не призываю всех создавать себе кумиров и навсегда уйти в сплошное подражательство. Но сейчас вы точно обязаны захотеть. И сделать!
Поскольку вы новичок в дикторстве и в звукозаписи актерской игры голосом, первое, что нужно сделать, просто начать практиковаться. Читайте вслух голосом из реальной жизни! Читайте интересные статьи и любимые книги, но главное – читайте вслух. И записывайте себя. Запишите себя, а затем воспроизведите. Удаляйте плохие, не нравящиеся фрагменты. Удаление. Повторение. Критикуйте себя, старайтесь с каждым новым дублем ставить определенную задачу по подаче, произношению.
Записывая несколько дублей, не записывайте бездумно, старайтесь находить в голосе ошибки и исправлять их от дубля к дублю. Помните – 100 раз повторенная ошибка закрепляется в голосе и навсегда удалить из голоса ее можно только на 101-м правильно исполненном дубле. Не следует сейчас показывать эти записи всем подряд. Просто некомпетентный человек может махом отбить всякое желание практиковаться дальше. Будьте терпеливы на пути к своей цели.
Отберите около десяти своих лучших записей, чтобы смонтировать микс в формате MP3. Вы можете дать прослушать его друзьям, родственникам, а особенно педагогам по речи и профессиональным дикторам. Вы сейчас делаете всё ради отзывов и рецензий. И во всем услышанном старайтесь слышать исключительно советы.
Я вспоминаю, один человек спрашивал меня: «Тебе платят только за голос?». «Да» - самый простой ответ на этот вопрос. Люди спрашивают, чем я занимаюсь, я говорю «занимаюсь озвучиванием». И в целях конкретики мне нравится термин «Закадровый голосовой актер», именно так, а не «Закадровый артист». Без сомнений, в закадровом озвучивании присутствует искусство, но более точно, озвучивание - своего рода актерская игра голосом.
Многие думают, все дело в обладании хорошим голосом, уникальный от природы голос проложит путь к дикторству. А другие люди вообще не задумываются об этом. А на самом деле, главное, являющееся инструментом дикторства лично в вашей жизни - использование именно вашего голоса.
При работе в озвучивании за деньги, вы совершаете шаги, аналогичные любой актерской карьере. Хотя актеры закадрового озвучивания, вероятно, проводят побольше времени в одиночестве в речевой кабине и за монтажом голоса на компьютере, в отличие от актеров сцены и экрана.
И хотя не нужно являться профессиональным аудио-продюсером, нужно знать основные приемы редактирования звука в целях конкурирования в современной профессиональной среде дикторов. Существуют простые в освоении аудио редакторы, доступные к бесплатному скачиванию. Audacity, вероятно, наиболее широко использующееся в настоящее время программное обеспечение.
Эх, радио!
Я стал лучше работать с микрофоном и заниматься производством звука, работая на радио.
Давайте будем честными - многие дикторы приходят в закадровое озвучивание из радио эфира. Из этого следует - люди, работающие на радио, имеют отточенный и поставленный радийный голос, верно? Ну, иногда. Это отдельная тема разговора.
Но работая на радио и пытаясь проникнуть в сферу закадрового озвучивания, не упоминайте об этом слишком часто. Особенно не упоминайте об этом представителям агентств и другим представителям индустрии в качестве подтверждающего аргумента вашей квалификации в качестве профессионального закадрового актера.
Для некоторых станет шоком, но работа, которую вы проделали в качестве сотрудника радиостанции, к сожалению, не считается соответствующим ремеслом в мире озвучивания.
Заслуженно или нет, «люди из мира радио» имеют желания и часто, возможности (читай, заказы) озвучивания актерских ролей. Фальшиво? Это, возможно, стереотип, но я решил для себя, лучше избегать данной темы, по возможности.
Опирайтесь на опыт
Следующий шаг? Найти наставника. А вы думали, я собираюсь рассказать вам, как сделать десять демо и отправить их на предоставленный адрес какого-то глобального агентства, а далее всё само собой завертится? Это не совсем так работает.
Зачем вашему голосу наставник? Хороший, квалифицированный и успешно работающий профессионал, который готов обучать учеников, сможет дать полезную информацию из мира закадрового озвучивания и поделиться собственным опытом. С таким наставником вы не будете тратить время на выучивание банальных ошибок и на их исправление. К слову, об эти ошибки и препятствия запинаются практически все, бегущие без наставника в марафоне на пути к титулу «Профессиональный актер закадрового озвучивания».
Вы можете получить ценные отзывы о вашем голосе именно из уст профессионалов, имеющих дело с озвучкой в настоящее время и от профессионалов из мира озвучки. Вы получите представление о том, на каком этапе профессионального развития вы находитесь, чего следует добиться и советы по достижению поставленной цели.
Как найти хорошего наставника по закадровому озвучиванию? Хороший вопрос! Я не могу раскрыть данную информацию в полной и исчерпывающей мере. Ответы можно найти на страницах в интернете, на дикторских и профессиональных сайтах, освещающих сферу озвучивания в СМИ. Многие из статей и онлайн книг о голосовом озвучивании тоже содержат списки педагогов и актерских школ.
После получения данных контактов связывайтесь и спрашивайте подробности. Возможно, может называться по-разному, поэтому начните гуглить с таких терминов: «Техника речи», «Постановка голоса», «Развитие дикции», «Голосовое мастерство», «Педагог по речи», «Голосовой тренер», «Дикторское мастерство» и т.д. Пофантазируйте, и вы найдете ответы на все вопросы буквально в первых строках поисковой выдачи.
Групповые занятия
Один из лучших способов начать посещать групповые занятия - отличный способ войти в бизнес среду закадрового озвучивания.
Во-первых, групповые занятия дешевле, чем частные занятия. Вы будете практиковаться под руководством опытных профессионалов и встречаться с другими людьми с такими же интересами, а возможно, через них вы сможете познакомиться с действующими профессионалами в озвучивании, дающими соответствующую работу. Вы можете получить рекомендацию и контакты хорошего частного педагога.
Такой опыт бесценен и продвинет на несколько лет вперед в вашей работе. Он особенно полезен в начале профессионального пути. Вы должны вливать в саморазвитие деньги на первых этапах и установить свои пределы. Конечно, у всего существуют разумные рамки, но грубо говоря, чем быстрее и объемнее вы прокачаете свой образовательный процесс финансово, тем быстрее вы достигнете успеха. Конечно же, под словом «быстрее» подразумевается не сравнение вашей персоны с какой-либо другой, а сравнение с самим собой, но в других обстоятельствах:
- Например, вы не будете практиковаться, а будете просто лежать на диванчике и мечтать.
- Не запишитесь на курсы, а будете пытаться самообучаться.
- Не возьмете много частных уроков с индивидуальным подходом у действующего профессионала, а будете грызть архивы форумов и ковыряться в гугло-доках в поиске методичек.
Дайте себе отчет в ваших финансовых возможностях и поделитесь этим с профессионалом, у которого собираетесь питаться опытом - поможет наставнику сжать необходимый пласт знаний в доступном объеме, направить в группу учеников, соответственно вашим общим возможностям, и финансовым, и голосовым.
Вещает тайга?
Но что, если вы не живете в Москве, Санкт-Петербурге? В этих местах больше работы, но и плотнее конкуренция. В любом крупном городе найдется работа закадровому актеру. Найдите в вашем городе сферу закадрового озвучивания. Откроется вершина айсберга - кто-то должен заказывать озвучивание? Каждый раз я слушаю радио родного города, нахожусь в метро Санкт-петербурга, там мои наставники по сей день читают объявления, продают товары и говорят мне не оставлять багаж без присмотра.
Существует много возможностей подобной работы, но с наличием домашней студии, вы уже не связаны своим городом. Это одно из лучших условий в озвучивании на профессиональном уровне - есть возможность выполнять работу кому угодно и где угодно. Вместе с этим становится больше людей, конкурирующих за эту работу. Вы живете в Верхоянске? Я настоятельно рекомендую переехать в крупный город. Не обязательно в Москву, в Санкт-Петербург. Но такой город должен быть какого-то размера.
Достижения в области современных технологий позволяют многим успешным закадровым голосовым актерам иметь домашние студии в тайге, посреди забайкальских степей и в северных льдах.
Тем не менее, вы обнаружите, подавляющее большинство из них работают закадровыми голосами на крупном рынке. Причина этого очевидна - опыт, благодаря близости к тренерам, агентам и бизнесу!
Демо - примеры вашего голоса
После получения некоторых уроков, вы и наставник перейдете к созданию демок, т.е., аудиозаписей, демонстрирующих ваши речевые способности. У закадровых актеров обычно имеется минимум три-четыре различных демки - одна по каждому виду презентируемого стиля озвучивания: аудиокниги, реклама, игры, телефония, бизнес презентации, обучение и т. д.
Демоверсии позволяют агентствам решать, представлять ваш голос своим клиентам или нет, а затем позволяют клиентам выбирать вас. Прослушивать, приглашая в кастинг и сразу нанимать, предлагая оплачиваемую работу.
Вам нужно собрать идеи сценариев своих демок. Лакомые, броские, цепляющие фразы, звучащие по телевизору, радио, читаете в журналах и газетах или придуманные вами самостоятельно!
По окончании написания сценария и оттачивания подачи вместе с голосовым тренером, необходимо записать несколько треков в студии. Наступает время качественной записи вашего голоса в студии, в которой вы будете записывать свою речь под руководством своего наставника и звукорежиссёра. А затем вы сможете обрабатывать и монтировать свои демонстрации.
Где найти лучшую студию в вашем городе? Вероятно, студии знает наставник. Нет? Найдите представителей студии в гугле, яндексе и обязательно спросите, предлагают ли скидки новичкам.
Продвижение голоса
Чтобы получить работу, понадобятся студии, агенты и агентства. А Чтоб заполучить их, нужно распространять свои демоверсии. В вашем местном справочнике найдутся студии звукозаписи, креативные и рекламные агентства и радиостанции, предоставляющие дикторов на городском рынке. Свяжитесь с ними и спросите, принимают ли заявки на новые голоса. При положительном ответе предоставят инструкции об отправлении ваших демок на рассмотрение.
После отправления демок не ожидайте ничего услышать в ближайшее время и вообще. Тем более, не ждите взрыва хвалебных отзывов. Эти предприятия держат оборону на своих почтовых серверах от подобных вам и получают почту тоннами, 99% из такой корреспонденции непрофессиональный хлам! Ваша задача – стать замеченным, но не навредить своему продвижению излишней назойливостью. И тут я хочу бросить вам спасательный круг в виде предостережения:
Многие начинающие дикторы именно в этот период ждут отдачи. Разослали демки по агентствам и думают:
Мне позвонил мой первый представитель агентства из Москвы почти через год (!!!) после отправки ему демо-образцов.
Прежде чем вы зарегистрируетесь в агентствах, они, вероятно, спросят вас, имеете ли вы возможность удаленной записи дома. Они могут по-прежнему держать ваш голос в своей базе, даже если вы не имеете записывающее оборудование, просто будет меньше возможностей. Тем не менее, существует много вариантов, особенно при проживании в Москве, Санкт-Петербурге.
Ищите студии, рекламирующие услуги аренды на суперкороткие сессии, достаточные, чтоб вы могли записать самый короткий текст за минимальные деньги.
Вы можете найти их в интернете по каталогам организаций вашего города со списками студий звукозаписи. Технологические достижения нашего времени коренным образом изменили мир закадрового озвучивания и мир в нем трудящихся. Дикторы обычно ходили в студии на кастинг, на сессии записи.
По большей части, сейчас запись и отправка готовых демок и оплачиваемых работ является прямой обязанностью закадрового актера, без каких-либо посредников в лице студий и агентств на его стороне.
Но существует много профессионалов, у которых в настоящее время нет домашних студий, они являются актерами театра и кино, и ходят на кастинги по студиям, принадлежащим агентствам. Таким образом, многие агентства все еще проводят кастинги и организовывают собственные студии звукозаписи.
Теперь о студии для работы в закадровом озвучании
Вам не терпится создать собственную домашнюю студию? Думайте в данном направлении и дальше! Но прежде чем выбросить кучу денег, сделайте свой обзор данной темы, изучите рынок оборудования и укомплектований домашних студий звукозаписи, и только после этого делайте соответствующие вложения денег.
Прежде чем пытаться построить студию, я настоятельно рекомендую ознакомиться с темой звукоизоляции помещений, а особенно, я подчеркиваю этот момент – особенно, с темой коррекции акустики помещения:
01Среднестатистическое помещение в спальном районе города по своей базовой шумоизоляции отвечает минимальным потребностям индустрии закадрового озвучивания. Останется лишь довести до ума заглушенность, т.е. в зависимости от локальной ситуации со звуком в помещении провести работы по звукоизоляции. Например, где-то достаточно выделить перегороженную часть комнаты без прямого контакта с улицей (без окна), а где-то понадобится звукоизолировать стены и пол в виду соседства с шумными жильцами, рестораном, кафе, магазином, стройкой, ввиду близкого расположения автодороги, железной дороги, аэропорта, увеселительных общественных заведений и т.д.
02А вот акустика помещения – бич домашней студии звукозаписи! Даже когда ваша студия расположена в тайге, где нет ни соседей, ни автотрасс, ни электрических линий, дающих наводки, а в студии ровные и гладкие стены, то в закадровом озвучивании такой звук непотребен в большинстве случаев. Всему виной реверберация (проще говоря, эхо) помещения, возникающая в силу отражающих способностей гладких и твердых материалов, расположенных под ровными углами относительно друг друга (идеально перпендикулярное и параллельное расположение стен, потолков, пола и мебели). Понадобится скорректировать акустику помещения путем обделки стен, потолка и пола соответствующими профессиональными материалами: диффузорные панели, акустические покрытия типа «Mappysil», тканевые покрытия, применяемые на стенах и потолках, материалы, покрывающие пол в помещении, где непосредственно стоит микрофон и производится запись голоса.
Для коррекции акустики помещения можно использовать сподручные средства и приемы, такие как:
Вывешивание ковров на стенах
Укладка ковролина на пол
Монтаж подвесного потолка типа «Armstrong» с поролоновым внутренним наполнением
Нарушение ровной геометрии помещения путем использования крупной мягкой мебели
Расположение на стенах крупных, неровных, мягких дизайнерских элементов, выполняющих роль поглотителей звуковых отражений.
Использование бюджетных решений акустических изоляционных панелей. Например, перегородка из поролона дугообразная, находящаяся сразу за микрофоном и на его уровне по вертикали.
Вместе с тем, не нужно бежать и покупать кучу дорогого оборудования, ведь вы начинающий. Лучше подождать, пока вы не будете более уверены в силе вашего желания заниматься закадровым озвучиванием. Нет ничего недостижимого, но и вероятность вашего отступления от цели никто не отрицает.
Если вы работаете в средствах массовой информации – на ТВ, на радио, но вы еще не приближались к аппаратуре, используйте любой возникающий доступ к производственным мощностям. Вы, приходя на работу, не здороваетесь со звукорежиссером? Самое время начать здороваться!
В конце концов, купите портативный цифровой рекордер (диктофон), зайдите в свой шкаф и записывайтесь. Платья и рубашки из шкафа можно не вынимать, - они помогут избавиться от звучания «в коробке». Везде, где бы вы ни записывались, главное - привыкнуть к собственному голосу, к его звучанию в записи, к самому процессу записи, научиться чувствовать свой основной тон во время записи и слушать звучание собственного голоса в записи.
При действительном вкладывании средств в создание домашней студии, появляется сопутствующая неотъемлемая, обязательная трата средств: следует зарегистрироваться хотя бы на парочке крупнейших фрилансерских сайтах для получения возможности взятия заказов на озвучивание. Например, на этих:
регистрация на данных сайтах может обеспечить пусть и недорогие заказы, но реальный опыт начинающему закадровому актеру. Тем не менее, подобные сайты взимают значительную плату за определенный промежуток времени. Подобное авторитетные агентства обычно не делают. (Исключением является разовое взимание небольшой платы за размещение на сайте агентства, в рекламном ролике агентства – эти инвестиции вы тоже должны сделать.) Благодаря огромному списку клиентов и дикторов, эти высоко посещаемые сайты дают возможность круглосуточного продвижения, являются отличным способом познакомиться с процессом кастинга и, надеюсь, помогут практически моментально заработать несколько баксов!
Заработок на озвучивании книг
Допустим, вам не нужны советы, а требуется лишь информация, где здесь и сейчас можно зарабатывать на озвучивании, пожалуйста:
Если вы диктор, пожалуйста, воспользуйтесь данной ссылкой для озвучивания аудиокниг и зарабатывания на продаже аудиокниг: Заработок на озвучивании аудиокниг
Продолжим...
Вы сейчас читаете обыкновенную статью. Тут только беглый взгляд на создание домашней студии. Однако этого вполне хватит на первых порах.
Один из основных моментов, о которых следует помнить - понадобится отличный конденсаторный микрофон. Не динамический караоке микрофон, который полезен в пении песен.
И не ленточный радиомикрофон. Подобные конденсаторные микрофоны с большими диафрагмами являются традиционным выбором и бывают разных марок и моделей. Некоторые фавориты отрасли: TLM-103, TLM-193, U87, C-414 AKG. Некоторые используют направленный микрофон Sennheiser MKH-416. Перечисленные модели являются довольно дорогими микрофонами, а я использую очень недорогой конденсаторный микрофон RODE NTK с собственным предусилителем. Посмотрите в интернете обзоры, почитайте отзывы, при возможности, потестируйте, чтоб найти микрофон, соответствующий вашему голосу и вашему бюджету.
Вам понадобится хороший набор наушников и колонок. Не игровая гарнитура, а именно хорошие наушники. Затем нужно сделать звукоизоляцию студии, купить речевую кабину наподобии «WhisperRoom» - готовая звукоизолированная комната. Да, цена немаленькая… Вы дружите с молотком и ножовкой и руки растут из нужного места? Возможно, вы заразитесь идеей построить подобную кабину самостоятельно, но придется изучить массу информационных и теоретических материалов.
Далее, возможно, вы захотите инвестировать в устройство соединения с заказчиками по ISDN, пожелаете приобрести лицензию на программное обеспечение «Source-Connect», дающее клиентам возможность присутствовать на сеансе записи в «реальном времени» из удаленных мест. Используйте встроенную в компьютер звуковую карту, внешний аналого-цифровой аудио интерфейс - устройство передачи оцифрованного звука на компьютер, на котором установлено записывающее программное обеспечение и редактирования. И вперед!
Собственный основной тон
Процесс кастинга инициируется копирайтером, режиссером, продюсером, стремящимися удовлетворить свою потребность в озвучивании проекта, который они должны создать. Надеюсь, они свяжутся с вами, с агентством, в котором представлен именно ваш демо образец.
Интересно отметить, актеры озвучки используются в пост-продакшн (после съемки основного видео материала), а иногда и в пре-продакшн (до съемок вообще), в отличие от обычных актеров, снимающихся на камеру и работающих в продакшн отделе.
В любом случае, раз в руки попал сценарий записи демо образца на кастинг, значит на 99,99% всё сделано правильно. Сначала прочитайте текст про себя, едва бормоча на выдыхании и низком грудном тоне, а затем прочитайте вслух. Но не просто читайте слова, а проговаривайте их четко. Недостаточно сосредоточиться на звучании голоса. Сосредоточьтесь больше на значении слов, на смысле текста. Пропускайте текст в себя. Пусть он войдет в вас, отскочит от основного тона и сконвертируется в виде вашей речи. Выберите лучшие дубли, весь мусор удалите по максимуму, смонтируйте так, чтобы места стыков были незаметны, прослушайте смонтированный файл, сконвертируйте в mp3 и отправьте. И забудьте проделанное.
Хорошо, если адресат прослушает ваш голос и сохранит где-нибудь в папочке на своем рабочем компьютере, даже не выбрав вашу кандидатуру в текущий проект. Может существовать очень много факторов, влияющих на решение клиента, и среди них ваши таланты и амбиции плетутся на последнем месте в качестве аргументов в выборе вашей кандидатуры. Но, так или иначе - вы уже в теме! Сейчас вы уже не владеете всеми процессами, но впоследствии этот клиент может вернуться с новым заказом и большим бюджетом с большой вероятностью. Поэтому, не спешите рассыпаться гневными и оскорбительными письмами, что вы работали, записывали демо, а вас не выбрали! Этому не место в практике работы с клиентами в принципе, независимо от наличия оснований.
Дам совет:
Работа фрилансером утомляет и напрягает, особенно, когда процесс начинает превращаться в рутину. Чувствуете, работа поглощает слишком сильно? Бежите в бассейн, прыгаете в воду и орите что есть мочи под водой, выбрасывайте накипевшее, а потом наверните пару километров брасом без остановки. Уверяю – придя домой, вы по-новому взглянете на свою работу и на ее острые конфликтные, было, моменты.
У вас впереди еще много кастингов и записей демок – вы не должны тратить себя на переживания о результатах кастингов. Вы просто должны это знать и всё! И приобретать опыт с каждым кастингом. Помните, раньше, когда вы только начали заниматься своим голосом, вы искали креативы под отработку навыков?! Мило сейчас вспомнить об этом, согласитесь! А теперь вам подкидывают рабочие тексты, да еще и с потенциальной возможностью зарабатывания бабосиков! Практикуйтесь!!!
Когда звезды сойдутся и вас закажут!
Ну не в мокром смысле, а выберут в качестве диктора, озвучивающего коммерческий проект. Часто озвучка проводится в профессиональной студии за счет заказчика и на арендуемой диктором студии. Сегодня большинство удаленных дикторов, конкурирует с профессиональным звуком, и озвучивают свободно прямо из дома. На сессии звукозаписи в студии заказчика могут присутствовать аудио инженер, продюсер, копирайтер и возможно, конечный клиент. Согласитесь, много народу, чтобы быть непринужденным и раскованным. Ах, как же ярко и трогательно вы исполняете любимый радио хит, во время принятия душа!
Но в студию нужно явиться в соответствующем настроении и желательно с разогретым голосом, т.е. внутренний физический настрой ощущение основного тона в голосе и эмоциональный заряд на работу вы должны принести с собой.
В большинстве студий дается место и время для подготовки голоса. У дикторов бывают самые разные техники и ритуалы в подготовке голоса к записи – кто-то поет в машине, кто-то бормочет скороговорки, идя по пустынным скверам, а кто-то поедает сырые яйца. Лично я, находясь в метро, мычу. Странно, да?! Но так я разогреваю связки и выравниваю основной тон, начинаю яснее чувствовать опору в голосе. Во-первых, в метро гул и меня не слышно, а во-вторых, этот гул имеет определенную тональность, которая то понижается, то повышается, он дает мне возможность то повышать тональность мычания, то понижать. А желание не стать уличенным в данном действе другими пассажирами заставляет меня не двигать грудной клеткой и плечами, переносить дыхание в нижнюю область и дышать незаметно брюхом. Дыхание животом в дикторстве крайне предпочтительно.
Пьете ли вы десятками яйца, мучаете ли пассажиров внутриутробным мычанием, ломаете ли язык скороговорками, знакомите ли попутчиков со своими вокальными данными, больше всего в студии понадобятся:
Вода - увлажнение связок
Карандаш - разметка сценария.
Слушайте указания и дайте людям по ту сторону окна, монитора то, о чем они просят, и не будьте обидчивыми.
К слову сказать, студии звукозаписи обычно монтируют окна между вокальной комнатой и аппаратной. Окна важны в зрительном контакте, к примеру – продюсера с музыкантами и довольно долгое время окна вполне себе обитали и в дикторских студиях, в которых музыканты не пишутся вовсе.
Однако наличие окна в дикторской студии создает некий психологический зажим у актера. Не каждый опытный голосовой актер закадрового озвучания способен во время озвучки полностью расслабиться и играть мимикой свободно и артистично, словно артисты на камеру.
Безусловный факт - мимика слышна в голосе.
И если присутствуют факторы, зажимающие мимику (а понимание того, что тебя видят, является этим фактором), то результат ухудшится. Поэтому, здорово, когда на окошечке присутствует занавеска. Или мониторы, которые можно выключить и сосредоточиться всем на звучании голоса, а не на ненужных переживаниях о мимике актера во время исполнения текста.
Расслабьтесь и погрузитесь в предлагаемые обстоятельства. Забудьте, если на вас смотрят. Не нервничайте, когда останавливают. Постарайтесь почувствовать опору в голосе, основной тон. Оттолкнитесь от него.
Образно, в качестве опоры лично я представляю мембрану, она находится под легкими. Дыхание брюхом плюс ощущение основного тона, т.е. опоры, дает голосу силу и уверенность.
А фактически и физически, основным тоном для меня является низкая нота, которую я могу исполнять ровно и продолжительно, ощущая дополнительные резонансы в области грудной клетки.
Однако!
Если вас видно через окно, монитор, вами могут восхититься, несмотря на качество исполнения. Тут главное внешний вид – мимика, жестикуляция! Постарайтесь научиться использовать и эту возможность. Помните, заказчик возможно визуал. Заказчик может составить мнение не по услышанному, а по увиденному!
Если останавливают, значит, ценят ваше время и ваш голос. Значит, у режиссера существует четкое видение (читай, предслышание) персонажа, т.е., понимание цели и образа.
Все просто пытаются получить наилучший результат. Погрузитесь в персонажа, которого вы играете, и получайте удовольствие!
Я знаю – сложно реализовать, но ощутите себя в своей тарелке, и, несомненно, нужный образ зазвучит в вашем голосе. После окончания сессии записи лично поблагодарите каждого участника процесса, которому довелось слышать и слушать ваши дубли и скромно удалитесь. Ваш звездный час окончен, а их работа продолжается.
Чтобы голос наконец выстрелил
Вы хотите добиться результата? Будьте готовы некоторое время оставаться в тени, но никогда не выходите из игры.
Вряд ли озвучка мгновенно станет вашим основным источником дохода. Продолжайте озвучивать потому, что вам нравится, и старайтесь делать лучше и лучше. Некоторые актеры просиживают свои мягкие места, пока ждут заказов, других тянет на странные, не соответствующие профилю работы. Некоторые записываются ночью, по утрам, выходным. Кто-то работает на трех разных работах, кто-то в долгах как в шелках, а другие и вовсе сидят на домашнем аресте, погрязли в алиментах…
На мой взгляд, лучше всего, когда есть собственный бизнес в озвучивании или вы работаете на работе, которая позволяет максимально гибко планировать рабочий график и при этом находиться рядом с микрофоном 24/7.
Работа по найму в продакшене тоже выгодна, т.к. появляются возможности использования оборудования. Об этом следует помнить, чтобы поддерживать голос в форме и принимать от клиентов актуальные запросы на кастинги и работу. Я говорю это, т.к., вы действительно должны быть доступны к прослушиванию и работы. Сессии звукозаписи, деловые переговоры, переписка и встречи по большей части происходят в будние дни в обычные рабочие часы. Вы должны иметь возможность провернуть запись демки и ее доставку в течение 24 часов. Вы не всегда можете сказать заказчикам «дайте мне определиться, смогу ли я уйти с работы», таким макаром вы скоро получите пометку недоступными.
Независимо от вашей ситуации, сделайте определенные инвестиции в озвучку, чтобы ожидать реального результата, который окупит вложения. Это означает вложение финансов, времени и усилий в развитие своего таланта и навыков и ознакомление с бизнесом по закадровому озвучиванию через действующих представителей данного бизнеса. Такой подход помогает влиться в профессию, научиться технично редактировать звук и мастерить собственные озвучки.
Я обнаружил, значительное количество успешных артистов закадрового озвучания являются философами, музыкантами и имеют сильную веру и духовные наклонности. Речевая кабинка - тихая гавань, полная творчества, в которую частенько заплывает муза.
Мой заключительный совет:
Слушать ушами и вникать в собственный звук. Слушать ушами отдаленно и отстраненно, словно слушает посторонний человек. Записали материал, отложите на часок, займитесь другим делом, например, придумыванием акции и написанием коммерческого предложения под рассылку по клиентской базе. Потом включите собственный звук погромче, отойдите подальше и послушайте, отстраненно, словно посторонний человек. Я уверен – в звуке вы обнаружите нечто новое, которое захочется либо удалить и переписать, либо выделить и подчеркнуть.
Пусть последнего будет больше!
Подражайте известным и успешным голосам, которые нравятся. Сохраняйте веру, и, в конце концов, вы найдете свой собственный основной тон. Лишь только вы найдете свой тон, заставьте других слушать его! И наслаждайтесь!
И важное замечание
На вашем дикторском пути вокруг вашего основного тона будут крутиться пиявки присоски и просить озвучивать различные тексты скользкого содержимого (экстремистские, xxx, провокационные и т.д.). У каждого диктора свои пределы дозволенного, но советую не браться за тексты низкие в моральном плане. Имейте свой основной тон и основные принципы. Читайте только те тексты, которые вы бы смогли в любой момент прочитать без стыда перед своими близкими, друзьями и родными. Не дай Бог прочитать такое, от чего потом всю жизнь не отмоетесь!
Пожалуйста, поделитесь этой статьей! Вам совсем не трудно поделиться, а мне - стимул в написании других интересных статей и раскрытия профессиональных секретов.
С наилучшими пожеланиями не прикусить язык!