Вместе с дикторами на ниве озвучивания текстов трудятся звукорежиссеры, которые обеспечивают своим мастерством и умением работы с оборудованием качественный звук. Копирайтеры и редакторы занимаются редактированием текстов, проверкой на ошибки и созданием текстов по мере необходимости. Ну и конечно менеджеры. Они ведут диалог с клиентами звукорежиссером и дикторами, которые со знанием дела продают продукт профессиональной деятельности дикторов и звукорежиссера. Продукт, имя которому озвучивание.
Давайте более подробно рассмотрим процесс озвучивания от создания идеи до момента получения продукта.
Создание текста (подготовка текста к озвучиванию)
На самом деле, создание текста является той частью, в которой закладывается фундамент будущего успеха всего проекта. И тут есть всего два варианта:
- Заказчик самостоятельно подготавливает текст.
- Заказчик полностью делегирует создание текста специалисту.
В случае самостоятельной подготовки текста заказчиком всегда есть вариант, когда этот текст еще можно подкорректировать. В процессе такой корректировки, текст очищается от ошибок. При необходимости, текст переформулируется. Суть ярче может вывестись на первый план, подача станет более агрессивной, рекламной. А может и наоборот, станет завуалированной, скроется в изысканных описаниях и формулировках. Но суть останется прежней. Плотность, деликатность переработки можно согласовать заранее.
Если заказчик может лишь сформулировать основные положения, какие требуется раскрыть в тексте, тогда создание текста ложится на плечи специалиста. В этом случае, заказчик предоставляет бриф – техническое задание. В брифе должны быть отражены все нюансы и детали рекламируемого продукта, услуги. Если текст не рекламный, то и в брифе нужно указать. Потребуется сообщить примерный или точный объем необходимого текста.
Вообще, задачи бывают разные. От их специфики зависит стиль создаваемого текста и способы работы с ним. Сами задачи обуславливают специалистов, задействованных в создании текстов. Переводчик, укладчик, редактор, копирайтер – Эти специалисты сильны каждый в своем деле. Поэтому, в зависимости от поступающих задач, используются профессиональные навыки разных специалистов.
Стоит отдельно отметить особый фактор, прямо определяющий успех проекта в целом и эффективность создаваемого продукта:
Поскольку текст создается для последующего озвучивания, то в создании текста принимают участие специалисты, работающие постоянно в сфере создания текстов для озвучивания. Именно последующее применение текста в озвучивании возлагает на специалистов по работе с текстами ответственность по предслышанию создаваемого текста. Ведь не всякий хорошо читаемый текст хорошо звучит при прочтении голосом. Поэтому, на текст необходимо смотреть в первую очередь как на текст «Звучащий», а не на текст, просто написанный.
Озвучивание текста
Текст выверен и подготовлен со всеми необходимыми пометками по необходимым интонациям, смысловым акцентам. Проставлены ударения в спорных и не словарных словах, профессиональных терминах. Расшифрованы аббревиатуры, сокращения. Теперь текст можно озвучивать.
В зависимости от тематики текста, от направленности, стиля, формы, уместен тот или иной диктор. Пожалуй, тем, кто не имеет опыта работы с дикторами, трудно сделать оптимальный выбор диктора. Поэтому, совершенно бесплатно будут предоставлены варианты голосов. Но, чтобы сделать такой подбор с максимальной точностью, понадобится еще и выслушать предпочтения заказчика по голосу. По полу диктора, возрасту, по субъективному восприятию речи (свободное описание, какие впечатления должны возникать при прослушивании голоса).
Не менее важны, а нередко, являются определяющим фактором в выборе диктора – пожелания по бюджету, т.е. примерный диапазон устраиваемых цен. Подобно интернет магазинам:
Зайдя в каталог товаров, вы устанавливаете рамки цен – «ОТ» и «ДО». То же самое и с дикторами. Вам будут предложены дикторы, соответствующие бюджету. Окончательный же выбор диктора – за вами.
Постобработка (услуги звукорежиссера по работе с озвученным текстом)
На самом деле, звукорежиссер работал уже в момент начала записи голоса диктора, но основная работа звукорежиссера начинается после записи голоса диктора.
Мы часто сталкиваемся с ситуацией непонимания заказчиком сути работ по постобработке. Поэтому, постараемся максимально доступно объяснить.
Дело в том, что обычный заказчик порой не задумывается о работах, необходимых в создании продукта. И правильно, ведь заказчика интересует конечный результат. Однако, ожидания заказчика по тому, каким должен быть конечный результат мы не знаем априори.
А главное, что потребуется выяснить для определения, нужна ли постобработка, это:
- Требуется ли начитка, т.е., исходный материал. В этом случае, предоставится сырой материал для дальнейшей работы на стороне заказчика. Дальнейшие работы будут производиться силами заказчика. Это означает, что какая либо постобработка не требуется.
- Требуется ли некий готовый продукт. В этом случае, понадобится сообщить все подробности, связанные с тем, каким продукт должен быть. Тогда начитка будет соответствующим образом обработана и впоследствии смонтируется готовый продукт.
Работа с заказчиками (ведение заказов на озвучивание текста)
Ну и, конечно же, какими бы ни были заказы – сложные, легкие, дорогие, малобюджетные, со всем этим работает только менеджер. Именно на этапе работы с клиентом менеджер собирает всю необходимую информацию по заказу. Формируется бюджет, устанавливаются сроки, согласовывается перечень необходимых работ, участвующих дикторов.
И только после согласования всех нюансов и оплаты заказ запускается в работу. Важно на этапе предварительного обсуждения сообщить менеджеру все детали. Эти детали помогут в успешном создании ожидаемого продукта.
Вот такие специалисты принимают участие в процессе озвучивания текстов. Перечислим их:
- Менеджер
- Копирайтер
- Диктор
- Звукорежиссер