Году в эдак 2016 пишет мне в личные сообщения новый заказчик на платформе «Upwork» - это биржа фриланса и заказчиков со всего мира. Пять лет назад она была достаточно популярна, и я в то время плотно сидел на этом сайте, фриланс-заказах на аудиопродакшн и написании музыки.
Так вот, обратился ко мне некий американский рэпер из – внимание – города Питтсбург, штат Пенсильвания, США. Парня звали Джереми Стайерс, в общем-то, он в добром здравии и по сей день. Знаете, такой хрестоматийный «трушный» черный рэпер, гангста с непременной атрибутикой: снепбеки, золотая цепь толщиной с палец и дорогие гриллзы на зубах. Делает он West Coast хип-хоп треки в стиле уличного гангста-рэпа, агрессивные, динамичные, «качающие», пропитанные грязью, нецензурной лексикой, что весьма характерно. Тексты про «кэш», «нигга», «пусси» и кое-что растительного происхождения, нелегальное в России, но весьма легальное на Западном побережье США, включая LA и Калифорнию. Он тогда довольно успешно вел свой личный сайт, аккаунты в социальных сетях, выступал на площадках и уже был достаточно популярен.
Я, внимание - звукорежиссер, саунд инженер и музыкальный продюсер с немалым стажем внутри своей страны – не по-детски удивился. Удивился тому факту, что он обращается к какому-то ноунэйму из сибирской глуши. Кстати, мой город-миллионник абсолютно никто не знает в Америке, я проверял. Поэтому, я его, конечно же, спросил: «Чувак, у тебя в штатах – в стране, выпускающей хип-хоп на конвейере огромных масштабов, и в твоем Питтсбурге – море студий, вариантов, возможностей! Почему я?» «Ты знаешь, все отстой, я не могу найти, кто сделал бы мне нормально, так, как я хочу», - ответил он. Естественно, это было похоже на диалог: - «Почему ты ешь эти дешевые котлеты?» - «Потому что из дорогих мне ничего не нравится, а вот эти – очень даже ничего!», но, продолжим.
Я, конечно, такую музычку добровольно вряд ли стал бы слушать, однако, человеческое любопытство, сама нестандартность ситуации, да и желание за это еще и немного заработать, взяли надо мной верх.
Итак, выяснилось, что постучался он ко мне с просьбой сделать мастеринг своего нового альбома. Я согласился попробовать, отправил ему сопроводительное письмо, отправил примеры работ и демо-записи. Затем он отправил мне свою запись, на пробу. Я ее быстро сделал, на что он написал: «Йо, мэн, это просто супер, вот это я называю - круто! Давай работать»! и прислал исходники альбома – музыка была несложная и хорошо сведенная. Я с треками поделал нужные процессы – вывел уровни, частотную эквализацию, послушал на разных системах и акустике, и уже меньше чем через месяц я скинул ему обратно. На это я получил тонну американского восхищения и довольный чернокожий рэпер забрал мой вариант альбома под названием «Real Deal». Его, кстати, можно и по сей день найти у него на сайте и послушать. Быть может, вам даже понравится, и вы поставите его себе на будильник, чтобы затем возненавидеть.
Конечно же, он попал на биржу фриланса и меня со своим запросом не просто так. И даже не потому, что он разочаровался в местных студиях, очень любит отечественный триколор и его родители были коммунисты, и теперь он ностальгирует по теплым воспоминаниям детства. Нет, все гораздо прозаичнее – просто в полноценных американских студиях звукозаписи, аппаратно упакованных и презентабельно блестящих голливудским лоском, это бы стоило в 10, а то и больше, раз дороже. Как, например, разница в цене между покупкой на сайте в интернете или с витрины фешенебельного магазина.
Вот для чего полезна так называемая домашняя студия, в которой не нужно покупать оборудование за $50 000 USD и выше. Видел бы меня тогда Джереми сидящим на кухне в трусах, с сигаретой и с самым незамысловатым ноутбуком, без всякого специального оборудования, финалящим его сочный рэперский альбом. Видели бы фанаты и визжащие в экстазе девочки, как парень из сибирской глуши наносил тонкие, но важные штрихи, придавая его альбому благородное звучание свободолюбивого, теплого калифорнийского побережья.
Забавно, что в России считается, что отправлять за границу на мастеринг – это «круто» и показательно. Но если спросить музыканта «А в чем разница, брат?», то тебе никто не даст вразумительного ответа, и в недоумении покачает головой, округляя глаза: «Ну как в чем, ты что, разве сам не понимаешь?!» После этого все многозначительно разойдутся, делая вид, что они, конечно же, все понимают.
Смешно и грустно одновременно, что психология русского человека не меняется сквозь столетия – сам факт и понимание, что мастеринговая запись сделана заграницей, автоматически приписывает ей маркировку высшего класса! Но по техническим параметрам выходит так, что разницы нет никакой, только «понты» и эффект плацебо. В итоге, так забавно и иронично получается, что мы присылаем – туда, а они присылают – сюда. Вот такой круговорот саундпродакшна в шоубизе.
Итак, все остались довольны интернациональной коллаборацией. Шло время, и я уже почти забыл… но, каково же было мое удивление, когда этот парень обратился ко мне снова! Два года спустя, в 2018 году я взял его заказ на еще один альбом. Помню, так как навалилась куча работы по основному роду деятельности – аренда и прокат сценического оборудования в моем регионе и работа над альбомом Джереми продвигалась непросто и довольно долго.
Америка
Несмотря на высокую занятость, мы общались и переписывались с моим заграничным заказчиком не только по работе. Постепенно наше общение перешло в дружеское, включая шутки, юмор, созвоны по скайпу, обсуждение политики и артистов, и даже своих личных отношений и личной жизни. Мы не чувствовали барьеров, благодаря моему новому интернет-другу и его снисходительности в плане упрощения и замедления речи, я изрядно подтянул свой английский язык, который и так был upper-intermediate. Мы даже иногда устраивали онлайн-вечеринки в трансляции, то есть вечеринка у меня дома и вечеринка у него включались в трансляцию и все гости выпивали, слушали музыку, танцевали и общались между собой – это было классно и весело!
Конечно, такое близкое общение оказывает колоссальную поддержку в нахождении общего языка и творческих решений в плане музыки. Мы напридумывали кучу креативов, и даже записали меня на бэк в некоторых его треках – теперь мой шепот и «подвывания» можно слышать «Айтюнс», «Спотифай» и «WixMusic»!
Таким образом, можно сказать, вместе мы сделали и отполировали его второй альбом. И вот, мы сидим в «Скайпе», отмечаем это грандиозное событие друг с другом виски-колой, находясь на противоположных сторонах мира. Внезапно, он замолчал и говорит: «Слушай, а приезжай ко мне в штаты? Я был бы очень рад видеть тебя своим гостем. Я тебе все покажу!» Русский парень из глубинки, в лице меня, бывший заграницей всего лишь единожды, обомлел и пару секунд не знал, что ответить. Первая мысль была о том, что он, должно быть, шутит.
Я ответил, что был бы очень рад такой возможности, однажды, когда-нибудь… ну, знаете, так пространно, чтобы получилось совсем обтекаемо, чтобы не выглядеть неловко. Но мой американский друг гнул свою линию: «Нет-нет! Никаких «когда-нибудь», давай, приезжай, как только будет возможность. Я помогу тебе с проживанием, с принимающей стороной. Могу даже одолжить денег, если у тебя не хватит, и сделаю официальное приглашение со своей стороны для визы».
Мы попрощались и отправились спать. Я уже отпустил ситуацию и решил, что наутро все обо всем забудут, а у него просто разыгралось радушное настроение и алкоголь. Но не тут-то было! Эта идея не выходила из головы Джереми ни на второй, ни на третий, ни на пятый день. И, хотите верьте, хотите нет, но я таки начал процесс по получению визы Соединенных Штатов Америки, в скором времени удачно ее получив.
Затем, я взял себе отпуск и купил авиабилеты: до Москвы, из Москвы в Нью-Йорк, из Нью-Йорка, наконец-то, в Питтсбург. Мой багаж представлял собой маленький пластиковый кейс, электрогитару и сувенирные русские матрешки, которые было весьма затруднительно найти. «Надо было еще привезти с собой футболку с флагом России», - подумал я, но было уже поздно, самолет пересекал границу Атлантики.
Ступив на землю этой чудесной страны, я восхищался всем, как ребенок, в Нью-Йорке я специально задержался на пару дней, которых, конечно же, не хватило. Плюс, меня очень штормило от огроменного джет-лага, который я никогда прежде не испытывал. Финально прилетев в Питтсбург, я чувствовал себя просто как вареная сосиска, что нельзя было сказать о моем друге, который восторженно встретил меня в аэропорту.
Я был в огромном предвкушении, и это действительно была очень душевная и эмоциональная встреча, словно встреча двух старых добрых школьных друзей. Правда, в той школе один из них был белокожий русскоговорящий мальчик, а второй афроамериканец, но в тот момент это не имело никакого значения. Мы крепко обнялись, загрузили багаж и поехали по шоссе в сторону города.
Джереми поселил меня в своем доме, даже выделил мне отдельную комнату, и каждый день проводил практически все время вместе. Мы смотрели местные достопримечательности, он знакомил меня со своей местной тусовкой и американским укладом жизни. Для меня все это было так в диковинку и увлекательно, что я ходил как маленький мальчик, с круглыми изумленными глазами, разинув рот. Однажды мы были на шумной и многолюдной вечеринке на крыше (они зовут это «roof party»). Я такое видел только в фильмах – декорированная крыша здания, разноцветные лампы, атмосферная подсветка, стулья, диваны, проектор с фильмами и даже живая музыка с вокалом и местным саксофонистом. Там-то я и познакомился с Кейт.
Кейт была привлекательной молодой девушкой лет 30-ти. На вечеринке она подошла ко мне с коктейлем и сияющей белоснежной улыбкой, представилась и сказала, что она – подруга Джереми по музыкальной индустрии и знает мою историю, как я оказался в штатах. С ней оказалось приятно общаться, и как-то плавно получилось, что, практически весь вечер мы проболтали с ней в сторонке, обособившись от основной толпы. Кейт была набирающей популярность певицей в коллективе, показала свои аудиотреки и видеоклипы, которые, положа руку на сердце, оказались весьма достойными. Оказалось, что у нас много общих интересов, и к моменту прощания я даже почувствовал, как начинаю скучать по этой миловидной леди и ее нежной улыбке.
Прошло пару дней, а она никак не выходила из моей головы, и даже снилась ночью. Мне хотелось снова встретиться с ней, но расспрашивать Джереми о ней было неудобно, и поэтому я нашел ее аккаунты в социальных сетях и просмотрел все от начала до конца, чтобы узнать о ней больше информации. «Быть может, у нее есть парень или муж, что могло быть препятствием к моему общению», - думал я. И, как назло, в ее Instagram я увидел множество фотографий в обнимку с каким-то парнем, что очень было похоже на бойфренда. Несмотря на мое сожаление, я мысленно пожелал им счастья и оставил эту затею.
Удивительное совпадение обстоятельств, но уже на следующий вечер мы пересеклись с ней на очередной вечеринке. Откровенно говоря, мне было очень сложно скрыть свою радость, и мы опять снова проговорили, бог знает, сколько. На этот раз разговор пошел в русле политики, а вместе с ней музыкальной политики, ситуации в российском и американском шоубизнесе. Так как у меня очень резкое и однозначное мнение о качестве и уровне отечественной эстрады и поп-звезд, меня, что называется, «понесло» и я раскритиковал в пух и прах все, что только можно было. Артистов, организаторов, звукозаписывающие студии, лейблы, моих коллег по цеху. А так как я уже много лет работаю с этими артистами как по прокату света и звука и сценического оборудования, так и по звукозаписям, у меня было, что рассказать интересного и никому не известного про многих из них. Кейт то удивлялась, то смеялась, переодически вставляя свои комментарии. А потом, в один прекрасный момент, вдруг сказала по-русски: «Знаешь, вообще-то, я русская. И меня зовут Катя. Я просто много лет уже живу в штатах, да и английский у меня отличный еще со школы. Порой я люблю удивлять подобным образом людей». Как же мне стало в тот момент неловко! Мои щеки запылали от стыда, потому что ранее высказанное мной получилось крайне неэтично и непрофессионально.
Но самое ироничное, что, как оказалось, у нас даже были общие знакомые из музыкальной индустрии, а еще, мы с Катей завели роман, но это уже совсем другая история.
С наилучшими пожеланиями не прикусить язык!
И спасибо, если поделитесь историей.